Что такое японская автовышка и какие бывают типы автовышек?

 

Автовышка – устройство, вошедшее в нашу повседневную жизнь относительно недавно. Однако и оно имеет свою историю. Можно с высокой долей вероятности сказать, что происходит оно от осадных башен, которые в свое время были предложены Архимедом для ведения войны с римлянами. Некоторое техническое сродство можно проследить и с подъемным мостом, а так же с другими применениями рычага в транспорте и архитектуре, которые предвосхищают коленчатый принцип. Для зданий средней высоты автовышка частично заменила со своим появлением менее безопасную люльку, а для обслуживания зеленого хозяйства и развития инфраструктуры ее появление сыграло поистине неоценимую роль.

По словарному определению, автовышка это «автомобиль с поднимающейся площадкой для высотных работ». Практически, автовышка представляет собой автомобиль с установленным на нем подъемником, либо коленчатого, либо телескопического типа. Автовышки устанавливаются на автомобилях грузоподъемностью больше средней и площадка не предназначена для подъема на высоту больших грузов. На ней умещаются 1 2 рабочих с инструментами и небольшим количеством расходного материала. Тем не менее, автовышка чрезвычайно широко используется из-за своей высокой эффективности, скорости работы и малого энергопотребления. Площадка окружена перильцами для безопасности работающих на ней людей. Высота подъема, которую обеспечивает автовышка – от 15 до 60 метров.

Японские автовышки

Автовышки, они же автоподъемники, а полное их название — автогидроподъемники, предназначены для работы людей на высоте. Их основная функция — доставить рабочего к объекту, расположенному высоко над землей. Ну как высоко? Обычно высота подъема автовышек находится в диапазоне от 12 до 50м по вертикали и от 8 до 20 по горизонтали. При этом люлька на конце стрелы способна принимать общий груз до 300кг. Японские и автовышки имеют также и «минусовой» вылет, то есть люлька опускается ниже борта автомобиля на несколько метров.
Японская автовышка Aichi SK210 (телескопическая) на шасси Isuzu Elf имеет высоту подъема платформы 21м, г/п же ее составляет 200кг.

Автовышки состоят из трех основных элементов: шасси, на которое монтируется опорно-поворотное основание и стрела с люлькой. В основном автоподъемники различаются по типу стрелы. Выделяют коленчатые или локтевые, телескопические, и гибриды коленчато-телескопические и рычажно-телескопические.


Японская автовышка Aichi SK210 (телескопическая) на шасси Isuzu Elf снабжена 4-мя выдвигающимися опорами. Стрела имеет 3 колена. Габариты в транспортном положении 7200*1920 * 3220мм.

Самые простые по конструкции и эксплуатации — коленчатые автовышки. Стрела такого автогидроподъемника собирается из нескольких (обычно 2-3) секций, скрепленных между собой осевыми шарнирами. Относительно друг друга локти стрелы движутся под действием гидроцилиндров, а положение люльки стабилизируется в горизонтальной плоскости. Такая конструкция стрелы позволяет сделать автовышку более компактной в транспортном положении и увеличивает диапазон высот.


Японская автовышка AP12-11
(телескопическая) на шасси MMC Canter снабжена поворотной люлькой с двойным управлением (сверху и снизу). Вылет стрелы составляет 12м.

 

У таких автоподъемников есть и свои недостатки. Для работы коленчатого подъемника требуется много места, причем не только со стороны проведения работ, но и с обратной. Локтевая стрела не позволяет работать на малых высотах, под проводами или «потолком» — это связано с особенностями конструкции. То есть точка соединения первого и второго колена может быть значительно выше, нежели требуемое положение люльки.


Японская автовышка Tadano AT-141TE
(телескопическая) на шасси MMC Canter — 14м вылет стрелы, двойное управление снизу и сверху, поворотная платформа, лебедка, электроизоляция.

Так что самое удобное и логичное место для применения коленчатых автовышек — это свободные и просторные стройплощадки, заводские комплексы. А вот использование их в городе — дело довольно затруднительное.

Телескопические автовышки более сложны по конструкции, но и более эффективны. Стрела такого автоподъемника имеет телескопическую структуру, то есть секции размещаются одна внутри другой и раздвигаются до нужной высоту при помощи гидроцилиндров или тросово-цепного привода. Но однозначно можно говорить одно — применение современных материалов делает гидропривод таких стрел намного более эффективным, чем тросово-цепной привод.


Японская автовышка AICHI SK 260
(телескопическая) на шасси MMC Fuso Fighter с высотой подъема платформы 26м и г/п люльки 200кг. Двойное управление снизу и сверху. 4 выдвижные секции стрелы.

Такие автовышки способны работать в самых разных условиях, имеют большую высоту выдвижения стрелы. Они способны работать под «потолком», проводами и на малых высотах, но имеют и недостатки. Такие автоподъемники не способны двигать люльку горизонтально (если необходимо, например, провести ее через окно в комнату) практически на всем диапазоне высот, только на высоте, не превышающей высоту собственного шасси. Данные автовышки вы можете увидеть как на городских улицах, дорогах, так и на объектах энергетики. Последнее может быть возможно при обязательном изолировании люльки.


Японская автовышка AICHI SK 260
(телескопическая) на шасси MMC Fuso Fighter имеет 4 выдвигающиеся опоры. Габариты в сложенном состоянии 5100*1870 * 3220мм.

Коленчато-телескопические автовышки имеют меньший размер складных секций и выдвижную стрелу. Это позволяет уменьшить требования к свободному пространству при работе вышки, а также обеспечивает дополнительные возможности для выдвижения стрелы по горизонтали в довольно большом диапазоне высот. Кроме этого частично снимается ограничение при работе под «потолком» из проводов и пр. и появляется возможность работать под отрицательным углом.


Японская автовышка Tadano AT-150S-1
(коленчато-телескопическая) на шасси Isuzu Elf: вылет 15м, глубина опускания 0,5м. Люлька поворотная. Двойное управление снизу и сверху.

Рычажно-телескопические автовышки такие же эффективные и маневренные. Как и коленчато-телескопические. Но их основное преимущество — в облегченности конструкции. Однако, облегченность конструкции стала препятствием для широкого расхождения таких автоподъемников в СНГ. А все из-за кажущейся хрупкости и ломкости оборудования, что на деле совсем не так.

Также существуют автовышки вертикального подъема. Но они имеют весьма и весьма ограниченное применение. Чаще всего их можно увидеть на обслуживании высоковольтных линий электропередач. Люльки таких вышек способны поднимать до 600кг.


Японская автовышка Aichi AT150
(коленчато-телескопическая) на шасси Isuzu Elf: высота подъема 15м. Люлька поворотная. Управление двойное снизу и сверху.


Так как автовышки предназначены для доставки людей на высоту, то они относятся к приборам повышенной опасности. К таким автомобилям применяются особые требования по обеспечению безопасности. Приборов безопасности на вышки устанавливается очень много, попробуем вкратце их рассмотреть:

  • механизм ориентации рабочей платформы (поддерживает люльку вертикально);
  • верхний и нижний пульты управления (для дублирования работы при неисправности одного из них);
  • блокировка подъема колен при сложенных дополнительных опорах;
  • блокировка подъема гидроопор при поднятом рабочем оборудовании;
  • контроль над ограничением зон обслуживания;
  • защитный клапан гидросистемы;
  • гидрозамки гидроцилиндров;
  • механизм аварийного спуска люльки (дает возможность высадить рабочих даже при неисправной гидросистеме);
  • кнопки аварийной остановки двигателя на верхнем и нижнем пультах;
  • ограничители предельного груза люльки;
  • ограничители люльки (дают возможность избежать движения локтей стрелы при соприкосновении с каким-либо объектом).

Источник: www.fcp-pbdd.ru

« Назад